Повышение долговечности конструкций с точки зрения их коррозионного износа достигают тремя способами: выбором для конструкций такой марки стали, которая меньше подвергается коррозии в конкретных условиях эксплуатации; конструктивными мероприятиями, снижающими коррозию, и, наконец, защитой конструкции различными покрытиями.
Выбор марки стали и способов защиты конструкций различными покрытиями производят на стадии выполнения чертежей КМ. При выполнении рабочих деталировочных чертежей предусматривают необходимые конструктивные мероприятия, повышающие долговечность конструкций.
При разработке рабочих деталировочных чертежей в первую очередь обращают внимание на то, чтобы конструкция не имела неплотностей и зазоров, в которых может скапливаться влага. Образование неплотностей и зазоров возможно при нарушении правил расстановки болтов, заклепок и прерывистых швов, а именно — увеличении расстояний между ними сверх предельных,
Большие трудности вызывают очистка и окрашивание на заводах внутренней поверхности труб разной формы сечения. Внутренняя поверхность их недоступна для повторных операций по защите от коррозии при эксплуатации конструкций, поэтому необходимы конструктивные меры, обеспечивающие герметичность внутренних полостей труб. Некоторые из этих решений, разработанные ЦНИИ Проектстальконструкцией, приведены на рис. 30.
Герметичность элементов из труб, имеющих на концах фланцы (рис. 30, а), достигается постановкой в концах труб заглушек из листовой стали толщиной 4—6 мм, привариваемых сплошным плотным швом. При окраске конструкций заглушки и швы, прикрепляющие их к трубам, следует покрыть слоем битума.
Если в трубах должны быть прорези для пропуска фасонок (рис. 30, б), необходимо предусматривать тщательную заварку концов прорезей. В отдельных случаях закрывать конец прорези можно планкой 1 размером примерно 40X40 мм, толщиной 4 мм. В элементах, заканчивающихся уголками-фасонками (рис.30, в), между уголками закладывают стальной прут 2, по которому наваривают швы для герметизации.
В фермах из труб торцы поясных труб закрывают опорными планками или заглушками, в стыках тщательно заваривают зазоры, а герметичность элементов решетки обеспечивают их плотным прилеганием к поясным трубам и обваркой по всему контуру примыкания.
В ряде случаев на одном экземпляре светокопии рабочего чертежа, который посылают в цех покраски, указывают места и способ покрытия конструкций для защиты их от коррозии. Как известно, все части стальных конструкций, размещаемые ниже уровня пола, после монтажа бетонируют. Эти части конструкций окрашивать нельзя, поскольку в бетоне защитный слой распадается, между бетоном и конструкцией образуются зазоры, которые становятся очагом коррозии. На заводах части конструкций, подвергаемых бетонированию, покрывают цементным молоком. На чертежах дают об этом указания и приводят размеры участка покрытия.
Места, где к данной конструкции на монтаже приваривают другие конструкции, покрывают одним слоем олифы, поскольку при сварке по грунту или краске швы получаются плохого качества. На чертеже необходимо указать эти участки и их размеры.
В примечаниях к чертежу делают указания о способе защиты от коррозии конструкции (грунтовка, окраска масляными или перхлорвиниловыми красками, покрытие лаками и т. п.).