§ 14. Основные положения оформления монтажных схем

На монтажных схемах, входящих в состав деталировочных рабочих чертежей, вычерчивают отправочные элементы. Разница между конструктивным и отправочным элементом заключается в следующем.
1. Конструктивный элемент может разделяться на несколько отправочных элементов, например ферму большой длины изготовляют на заводе и отгружают на монтаж двумя частями, соединяемыми друг с другом на монтаже. В данном случае каждая половина фермы представляет самостоятельный отправочный элемент.
2. Конструктивные элементы, одинаковые с точки зрения расчета, часто оказываются различными (невзаимозаменяемыми) отправочными элементами в силу различия некоторых узлов и деталей по характеру монтажных примыканий. Все стропильные фермы, изображенные на рис. 41, а, с точки зрения расчета, одинаковы и имеют одинаковую маркировку — Ф1. Однако на монтажной схеме (рис. 41, б), входящей в состав деталировочных чертежей (КМД), половины этих ферм замаркированы семью различными марками: Ф1т, Ф1н, Ф2, ФЗ, Ф4,Ф5 и Ф6. Различие ферм заключается в том, что часть из них примыкает к колоннам, а другая часть примыкает к подстропильным фермам по ряду Б. Сечение всех стержней и большинство узлов у этих частей ферм одинаковы, однако конструкция опорных узлов различна, поэтому половины ферм невзаимозаменяемы. Часть половин ферм различна еще и потому, что к ним примыкают разные связи, следовательно, расположение отверстий в их поясах для примыкания связей также неодинаково.

Отправочные элементы на монтажных схемах изображают схематически линиями или прямоугольниками. Для того чтобы по схеме было ясно, где кончается один отправочный элемент и начинается другой, между линиями или прямоугольниками на чертеже оставляют небольшой зазор (1—2 мм).

Монтажные схемы снабжают минимально необходимым числом размеров, отметок, а их ряды и оси обозначают буквами и цифрами.
Масштаб монтажных схем и узлов на схемах принимают: для схем — 1 : 200; 1 : 400; 1:500; для узлов — 1:10; 1:20; 1:50.
На чертежах монтажных схем кроме собственно схем размещают таблицы отправочных марок и примечания. Таблицу отправочных марок размещают в правой верхней части чертежа, примыкающей непосредственно к рамке чертежа. Примечания помещают под таблицей отправочных марок. Форма и размеры таблицы отправочных марок приведены на рис. 42. В таблице указывают марки отправочных элементов, входящих в схемы, вычерченные на данном чертеже; число этих элементов, их наименование, номер рабочего чертежа, на котором данный элемент представлен; массу одного элемента и общую в килограммах. Заканчивается таблица строкой, в которой указана общая масса конструкций, размещенных на данной схеме. По данным таблицы, на монтаже производят комплектование конструкций и уточняют объемы монтажных работ. В примечаниях указывают способы соединения монтажных элементов друг с другом: на болтах, заклепках или сваркой. В отдельных случаях на монтажных схемах изображают основные монтажные узлы, на которых уточняют места монтажной сварки, толщину и длину сварных швов.В правом нижнем углу монтажной схемы помещают штамп. Форма и размеры штампа такие же, что и на рабочих чертежах.

Рис. 42. Таблица отправочных элементов и список монтажных метизов
Рис. 43. Список отправочных марок

После исполнения каждых двух-трех рабочих чертежей по одному заказу отдел главного конструктора составляет по этим чертежам списки отправочных марок. Форма и размеры списков приведены на рис. 43. В списках указывают отправочные марки, их количество, наименование (балка, ферма и т. д.), номер чертежа, согласно которому изготовлены эти отправочные марки, их габариты, массу марки и общую массу. В последней строке списка записывают общую массу конструкций, внесенных в данный список. B списке имеется графа «§ прейскуранта» на остальные строительные конструкции. Списки отправочных марок составляют в следующих целях. В них отмечают в последних трех колонках «факты» изготовления, покраски и отгрузки конструкций. Отдел сбыта завода, зная массу конструкций и номер параграфа прейскуранта, оформляет счета заказчику за отгруженные конструкции. Если условия поставки конструкций не соответствуют прейскуранту (иная марка стали или иное расстояние перевозки), то параграф прейскуранта, послуживший основой для установления цены, в списке отправочных марок отмечают звездочкой, а окончательную цену отдел сбыта устанавливает совместно с конструктором. Железнодорожный цех производит отгрузку конструкций, руководствуясь габаритами и массой конструкций, указанных в списке. Списки отправочных марок составляют на все чертежи по заказу, т. е. на все конструкции здания или сооружения.
По каждой монтажной схеме составляют списки монтажных метизов (крепежных изделий), т. е. болтов, гаек, заклепок и шайб, необходимых для соединения на монтаже друг с другом и с другими элементами всех конструкций, изображенных на данной схеме, форма и размеры списков монтажных метизов показаны на рис. 42.
В списке указывают размеры метизов, их число и массу. Число метизов, а следовательно, и их массу указывают на 5% больше фактической потребности, учитывая возможные потери при монтаже. В примечаниях, располагаемых в нижней части списка, указывают стандарты на метизы и материал, из которого их следует изготовлять. В последней строке списка указывают общую массу метизов по списку. В графе «Примечание» указывают монтажные узлы, для которых предназначены метизы. На основании списков монтажных метизов ведут их изготовление, комплектование по заказам, упаковку, а также отмечают «факт» отгрузки.